пятница, 17 июня 2011 г.

Нужны ли маркетологу данные о клиентах. 4 вопроса, ответа и совета

Недавно я участвовала в обсуждении вопроса о необходимости использования клиентских данных в работе маркетолога и оценке эффективности использования данных. Решила поделиться этой информацией на страницах блога.
Вопрос № 1. Нужны ли маркетологу качественные клиентские данные для повышения эффективности работы?

На мой взгляд, качественные клиентские данные не только нужны, а просто необходимы маркетологу. Я бы разделила клиентские данные на такие виды: контактные и анкетные данные, транзакционные данные, данные с сайта, данные из социальных сетей и др.)

Имея в арсенале все эти данные, желательно, конечно же преобразованные в полезную информацию и значимые для бизнеса закономерности, маркетолог принимает более взвешенные и экономические решения.
Совет № 1. Используйте клиентские данные при:
  • формировании механик и проведении акций, 
  • изменении условий дисконтной системы, 
  • оценке эффективности программы лояльности, 
  • разработке сайта, интернет магазина, 
  • решении задач совместного продвижения товаров
Вопрос № 2. Что означает качественные клиентские данные? 
Данные о клиентах компании могут быть разного качества. Если данные не достаточно качественные, то это качество можно и нужно повышать.
Повышение качества данных (data quatity) означает приведение данных к более корректному виду - удаление дубликатов, противоречий, пропусков.
Совет № 2. Чтобы работа маркетолога была максимально корректной и эффективной, нужно работать с качественными данными, чтобы не отправлять одному клиенту дважды смс и т.д. 

Вопрос № 3. Сколько стоит приобретение/накопление клиентских данных для компании? Возможно, это слишком дорого и экономически не имеет смысла.

В большинстве случаев получение данных для маркетинга является условно бесплатным. При организованных бизнес процессах достаточный массив данных накапливается за 1-3 года. 
Это например, анкетные данные, данные с сайта, данные опросов (с сайта), транзакционные данные. Затраты, которые ложатся на создание анкеты, ее ввод в БД, сбор данных посещений, кликов, совместного просмотра товаров в интернет магазине, сбор транзакционных данных нельзя отнести только на маркетинг, это часть работы всей компании. И безусловно, компания не может получить это совершенно бесплатно, но это больше инвестиция, чем затраты. 
Совет № 3. Узнайте, какие данные собираются о клиентах в информационных системах компании. Инициируйте сбор данных из систем, которые ранее не собирались

Вопрос № 4. Как измениться эффективность работы маркетолога с использованием данных и как это измерить?

В оценке эффективности использования данных в маркетинге присутствует эффект отложенного возврата, единожды наладив сбор данных, можно пользоваться данными (регулярно обновляемыми) много лет.
Измерить показатели эффективности можно как за счет внутренних KPI (если они присутствуют в работе компании) или через ROI - расчета коэффициента возврата инвестиций в маркетинг. Формулы расчета есть в открытом доступе - ROI для инициатив, программ лояльности и другой маркетинговой деятельности. Про расчет рентабельности, например в программах лояльности,  можно прочитать здесь

Есть важный момент, не относящийся напрямую к оценке эффективности здесь и сейчас - это лояльность покупателей. Решая вопросы маркетинга через данные компания ориентируется на особенности поведения покупателей, их предпочтения, может предложить интересные для него предложения, а значит создается нематериальный актив в виде клиентской базы, ценность которой оценит любой маркетолог. 

Совет № 4.  Оценивайте эффективность использования данных не только с позиции сегодняшнего дня, используйте ROI для каждой инициативы, не прекращайте сбор данных о клиентах и накапливайте нематериальный актив в виде клиентской базы. 


Похожие статьи:

Как спрогнозировать эффективность WOM? На этот вопрос ответит S-кривая

5 шагов к расчету MROI: формула, инструмент, расчет, проблемы и способы их решения

 Шпаргалка для маркетологов: ROI интернет маркетинга

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий