среда, 8 сентября 2010 г.

Золотоискатели и маркетологи: что общего?


Несколько лет назад я перешла из сферы "информационных технологий ради информационных технологий" в сферу "ИТ для маркетинга".  
Тогда для меня начался процесс поиска маркетинговых закономерностей с применением аналитических технологий, в том числе, интереснейших методов, которые объединяются названием datamining

Какие закономерности можно найти в БД розницы, сети ресторанов или туристических агентств - тема для отдельной статьи, а возможно и целого учебника. Сегодня речь пойдет о более общих понятиях.

Многие маркетологи - сотрудники и клиенты - часто задают мне вопросы о том, что же такое datamining и какое отношение эта технология имеет к маркетингу. Ведь дословный перевод понятия ставит в тупик.

Чтобы ответить на эти вопросы я написала простую статью о технологии datamining, которую  опубликовала на портале E-xecutive. Название статьи - "Золотоискатели и маркетологи: что общего?".  На данный момент по статистике портала ее прочитали 1230 читателей. Надеюсь, что статья оказалась интересной и полезной.
 
В статье я решила описать технологию datamining простыми и понятными словами, без математических и технических подробностей, ассоциируя маркетолога и золотоискателя времен Джека Лондона.  

Сейчас любая компания может попробовать свои силы в роли золотоискателя на своем прииске. Прииском выступают данные, накопленные в базах данных компании. Поиск "золота" в данных становится возможным благодаря большому количеству программных продуктов, которые реализуют методы datamining. Многие из них распространяются бесплатно, так что попробовать силы может каждый. Следует сказать, что некоторые методы достаточно просты в реализации, и их применение возможно без специальных знаний. Требуется лишь желание освоить новое, терпение и неспешное прочтение документации к программе. Часть методов требуют основательной подготовки и освоения специального и часто непростого программного обеспечения.

Вот несколько выдержек из статьи
Датамайнинг – технология, которую объединяет с добычей горной руды то, что современный менеджер, подобно золотоискателю, хочет найти в огромных массивах данных ценную информацию. И такой «клад» способен увеличить прибыль и направить бизнес в нужное русло...
Во времена Джека Лондона «самые отчаянные и рисковые устремлялись на золотые прииски в поисках богатства и приключений, тогда человек оставался один на один с величественной, суровой природой». Так же и сегодня маркетолог остается один на один с горами отчетов, списков и таблиц в надежде найти ответы на вопросы «что?», «почему?» и «как быть?».
...
Сродни раскопкам золота, датамайнинг позволяет разглядеть в данных ценное и невидимое для управления бизнесом, процессом, инициативой. Ценными и невидимыми являются закономерности, которые таятся в данных, накопленных компанией за долгие годы, но скрытых от обывательского взгляда.  
...
Датамайнинг вовсе не маркетинговое понятие. Эту технологию применяют в госбезопасности, биологии, медицине, а в последнее время – в розничном и финансовом бизнесе… В общем, везде, где можно «копать». Для этого все данные должны храниться в структурированном электронном виде (например, таблицы Excel, базы данных).

Технология «раскопок»
«Киркой» для поиска ценных закономерностей являются программные продукты, в которых реализованы кибернетические и статистические методы (например, нейронные сети, методы кластеризации, методы поиска ассоциативных связей). Найденные «сокровища» становятся знаниями, то есть конкурентным преимуществом компании...

Полную версию статьи читайте на портале E-executive