Возврат инвестиций в маркетинг (MROI ) относится к одному из наиболее сложных вопросов современного маркетинга и имеет непосредственное отношение к экономике инициатив, акций, программ лояльности.
ROI обычно выражается в процентах, реже — в виде дроби.
MROI (Marketing Return On Investment) — коэффициент рентабельности маркетинговых инвестиций
Наиболее емко сложность темы MROI охарактеризовал Джон Ванамейкер, Retail Tycoon:
Я точно знаю, что половина моих рекламных денег тратится в пустую, вот только не знаю — какая.
Вопрос MROI становится все более актцальным в последнее время, возможно отчасти оттого, что инструментов, способных потрубителя стать покупателем становится все больше. А значит, возникает необходимость понимания рентабельности не только инициативы в целом, но и каждого инструмента отдельно.
На конференции Customer Strategy & Management Convention Форум, которая проходила 19-20 октября в Москве, мы выступали с докладом от Prospects Group на тему "Управление рентабельностью программ лояльности". В докладе рассказали о нашем опыте управления рентабельностью для розничных сетей. Для расчета MROI мы используем экономическую платформу, позволяющую определить рейтинг сегментов по показателю рентабельности. В результате построения рейтинга определяем сегменты, возврат от которых является допустимым и экономически обоснованным. Если в процессе инициативы задействовано несколько инструментов (сервисов), то рассчитываем ROI для каждого.
На конференции Customer Strategy & Management Convention Форум, которая проходила 19-20 октября в Москве, мы выступали с докладом от Prospects Group на тему "Управление рентабельностью программ лояльности". В докладе рассказали о нашем опыте управления рентабельностью для розничных сетей. Для расчета MROI мы используем экономическую платформу, позволяющую определить рейтинг сегментов по показателю рентабельности. В результате построения рейтинга определяем сегменты, возврат от которых является допустимым и экономически обоснованным. Если в процессе инициативы задействовано несколько инструментов (сервисов), то рассчитываем ROI для каждого.
В проектах рассчитываем показатель возврата инвестиций для инициатив и программ, основываясь в первую очередь на данных о продажах, эмпирических данных и экспертном мнении. Вопрос расчета рентабельности программ лояльности обсуждался в статье "Программы лояльности и организационная структура. Вопросы и ответы. Часть 4."
Следует сказать, что различные маркетинговые инициативы характеризуются различной степенью сложности расчета MROI и возможностью его отслеживания. Достаточно интересную "шпаргалку" по возможностям отслеживания MROI для различных интернет-маркетинговых инициатив создали в Vertical Measures.
Таблица призвана помочь разобраться в возможных формах возврата от различных маркетинговых сервисов. Возврат через продажи и брендинг, которые традиционно рассматривается как основной источник возврата инвестиций в off-line маркетинг, здесь дополнены еще двумя формами.
Формы возврата в интернет маркетинге: рейтинг в поиске, трафик, продажи и брендинг.
Таблица представляет собой рейтинг маркетинговых услуг в интернете, построенный по возрастанию стоимости услуги. Таблица или шпаргалка для маркетолога представляет собой инфографик, иллюстрирующий относительную стоимость и формы возврата для каждой из услуг.
Характерно, что продажи обеспечиваются только пятью услугами из 13 представленных.
Описание услуг и их характеристик можно прочитать здесь.
Разработчики предлагают сочетать различные формы маркетинга для того чтобы добиться максимального эффекта от инвестиций.
Некоторые ссылки, в которых обсуждаются вопросы рентабельности маркетинговых инициатив:
Конференция «Найти и обезвредить: неразумные рекламные бюджеты», март, 2010.
По ссылке можно скачать презентации докладчиков по теме возврата инвестиций в маркетинговые инициативы.
Конференция РАМУ, блок ROI
Прочитать книгу можно здесь